Назад к списку

КОГДА ПОРА ИДТИ С РЕБЕНКОМ НА ПРОФОРИЕНТАЦИОННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ?

Этот вопрос часто задают родители. При этом, ожидают, что после такой консультации станет понятно, куда поступать, к чему готовиться, и что ребенок проникнется пониманием важности учебы в школе и сразу начнет учиться прилежнее. Ну хотя бы интерес появится.


Я убеждена, что профориентация - это дело не одного мероприятия. Выбор профессии, как правило, имеет долгую историю, а в фокусе профориентационной консультации могут оказаться разные аспекты самоопределения. Однако, можно выделить несколько ситуаций, когда профориентационная консультация может быть полезна.

  • Когда до принятия решения о выборе профессии еще довольно далеко (детке 12-14 лет), а Вы замечаете, что интересы ребенка постоянно меняются. Вот только вчера Ваш ребенок просил записать его в балетную школу, на плавание, в кружок робототех-ники, а сегодня он наотрез отказывается идти на занятия. Теперь его мысли занимают игра на скрипке, конный спорт или изобразительное искусство. Нередко такие повороты про-исходят систематически. Вы разочарованы. Вам, как родителю, не понятно, стоит ли под-держать ваше чадо в исканиях или разбираться в трудностях, перед которым ребенок па-сует. Здесь бывает полезно изучить интеллектуальную направленность, особенности тем-перамента - те индивидуально-психологические особенности, которые уже сформиро-ваны. Это поможет определить приоритетные направления дальнейшего развития, связать индивидуальные особенности с подходящими для ребенка сферами профессиональной де-ятельности. Мир профессий быстро меняется и узнавать про новые тренды вместо с ребен-ком - очень увлекательно.
  • Когда Вашему сыну или дочери предстоит переход к профильной системе обу-чения. Во многих школах профильное обучение начинается с 9 класса. В школе на роди-тельских собраниях начинают составлять предварительные списки, педагоги недвусмыс-ленно намекают, что в лучшие классы попадут лишь самые целеустремленные и достой-ные. На фоне этой суеты Вам кажется, что вокруг все уже давно определились не только с профилем обучения, но и с высшим учебным заведением и даже имеют надежный во всех отношениях план построения карьеры. На самом деле все не так очевидно. В этот период задача выбора профессии для многих подростков еще не стала актуальной, а их представ-ления о себе фрагментарны и во многом определяются мнением окружающих. К этому возрасту уже сформировался характер, а вот интересы и склонности еще только начинают возникать. Здесь будет полезна диагностика свойств личности и сферы интересов. Резуль-таты профориентационной диагностики позволят подростку лучше понять себя, опреде-лить сильные стороны, на которые можно опираться в профессиональном самоопределе-нии, получить представление о наиболее важных для себя критериях выбора профессии.
  • Когда стоит вопрос, продолжать ли обучение в старших классах или пора начать профессиональное обучение в средне-специальных или профессиональных учеб-ных заведениях. Мотивы ухода из школы после 9 класса могут быть разные: проблемы с успеваемостью, когда подросток не справляется со школьной программой; плохие меж-личностные отношения в классе; страх плохо сдать выпускные экзамены; надежда, что по-сле колледжа будет проще поступить в вуз; желание уйти от давления и контроля родите-лей, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Часто я обнаруживаю, что именно родители выражают сомнение в способности ребенка закончить школу, тем самым, снижая его уверенность в своих силах. Таким образом, наличие четко сформулированной профес-сиональной мечты - далеко не самая первая причина, по которой подростки стремятся по-быстрее выйти из стен школы. Поэтому очень важно понять, что стоит за желанием под-ростка сменить школу на средне-специальное учебное заведение. На мой взгляд, этому есть только две уважительные причины, которые безоговорочно принимаются: ярко выра-женная склонность к профессии, для освоения которой вполне достаточно средне-специ-ального образования (осознанный выбор сделан, намерения и наличие плана - налицо), и ярко выраженный дефицит интеллектуальных ресурсов, необходимых для освоения про-граммы старшей школы. В первом случае помощь профконсультанта не требуется. Во вто-ром - нужна специальная профконсультация для лиц с ОВЗ и другими особенностями. Все остальные причины - это повод для работы над собой, выработки навыков разрешения конфликтов, формирования готовности принимать решение. Это можно делать самостоя-тельно, но эффективнее будет записаться к психологу и пройти курс личностного роста.
  • Когда в семье возникло разногласие. Ваше чадо ясно дает понять, что выбор сделан, но у вас есть свое мнение на этот счет. Вы не считаете то, что выбрал ребенок, серьезным делом. Возможно, в вашей семье существует профессиональная традиция, ко-торую важно продолжать. Вы сомневаетесь, что Ваша дочь или Ваш сын адекватно оце-нивает свои способности и, вообще, выбор сделан под влиянием сомнительных друзей, преподавателей в школе, веянию моды (нужное подчеркнуть). На такую консультацию лучше приходить вдвоем, а еще лучше - всей семьей. Делов том, что подростковый возраст никогда не бывает трудным только для ребенка. Родители не меньше переживают, что у них все меньше возможностей позаботиться о ребенке, защитить его от разочарований и невзгод, передать свой жизненный опыт. Сложно бывает найти слова, которые бы ребенок воспринял не как попытку вмешаться в его жизнь, что-то оценить и исправить , а как под-держку. Еще сложнее бывает отказаться от своего, казалось бы, суверенного права контро-лировать выбор и поступки ребенка, позволить ему самому принимать решение, делать ошибки, справляться с неудачами. Ведь тогда возникает чувство, что Вы Вашему повзрос-левшему ребенку больше не нужны? На самом деле это не так, просто ваши отношения меняются и психолог поможет вам их трансформировать с минимальными потерями.
  • Когда до окончания школы остается пара лет, а, иногда, и того меньше, но Ваш уже-не-ребенок остается пассивным и безучастным к своей будущей судьбе. Вам кажется, что выбор профессии его не волнует, а мотивация к учебе отсутствует. «Кажется» - клю-чевое слово. Нередко за стеной безразличия прячется много переживаний, о которых под-ростку сложно говорить. Поверьте, в этом возрасте у ребят достаточно поводов замкнуться и спрятаться от близких. Их система ценностей очень отличается от системы ценностей взрослого человека. Если Вы составите список из 5 самых злободневных, с вашей точки зрения, проблем в жизни подростка, проранжировав их по степени убывания значимости, а потом попросите своего ребенка проделать ту же работу, то списки ваши будут сильно отличаться. И не потому, что Ваш ребенок какой-то не такой, а потому, что с ним все в порядке, он развивается так, как положено подростку. Не верите? Вспомните себя в 16 лет! Очень сложно делиться тем, что важно для тебя, но вызывает осуждение или критикувзрослых. Еще сложнее, когда тому, что с тобой происходит, невозможно подобрать слова. Нужно время и очень большой запас доверия. А от Вас требуется просто огромный запас терпения и мужества, потому что проблемы, волнующие подростка ох какие не простые! Еще одна причина, почему «кажется» - Ваша собственная личная история, сквозь призму который Вы воспринимаете своего ребенка. Каким бы родным и близким ни был ребенок, он другой. Это уникальная личность, переживающая и выражающая свои чувства по-сво-ему. И у него свой жизненный опыт. Другой.
  • Когда ваш ребенок хорошо учится, имеет широкий круг интересов, во многих сферах добивается успеха. Такие дети, как правило, ответственны, дисциплинированы и не по годам серьезно относятся в жизни, что, несомненно, вызывает уважение и гордость родителя. Загвоздка в том, что такие адаптированные ребята слишком хорошо научились соответствовать ожиданиям, и «забыли», как это, чего-то хотеть или не хотеть. Часто такие активные и социально успешные подростки говорят: «В принципе, я могу хорошо подго-товиться к любому предмету и поступить на любой факультет». А дальше идут вариации «Какая профессия наиболее востребована?», «Где самые высокие зарплаты?», «Какое направление более перспективно?» и т.п. Так бывает: ориентируясь на внешние критерии успеха, теряешь из виду критерии внутренние. А ведь именно от них зависит, насколько мы чувствуем себя счастливыми и способны получать удовольствие от своей работы. И тогда нужно учиться слушать себя, обнаруживать свою уникальность и понимать, где твоя уникальность может раскрыться наилучшим образом, иными словами, найти свое призва-ние. Слово «призвание» - от глагола «призывать». Каждый человек приходит в этот Мир уникальным, особенным, необходимым для решения каких-то особенных задач. И у него есть только один способ стать счастливым: осознать свою уникальность, обнаружить свое призвание и оказаться на своем месте.
  • Когда обучение в школе подходит к концу. Выпускные «на носу» или уже сданы. Даже решение, куда поступать, вроде как, принято. Но остаются сомнения: «А вдруг мы что-то упустили?» Нередко выпускники сами задаются вопросами: «А есть ли еще профессии, которые мне подходят?», «Есть ли у меня способности, чтобы стать успешным в этой профессии?», «А не разочаруюсь ли я в выбранной профессии?» Это волнение вполне естественно, когда молодой Человек находится на пороге новой жизни. Иногда это волнение становится слишком сильным. Тогда нужна профессиональная под-держка, чтобы справиться с ним или откорректировать свой выбор и программу его реа-лизации.

Это наиболее типичные ситуации, с которыми мне приходится сталкиваться, как психо-логу-профконсультанту. Они не требуют глубокого вмешательства. Чаще всего хватает двух встреч (диагностической и консультативной) для того, чтобы появилась ясность, уверенность, понимание, что делать дальше. Если какой-то из пунктов про вас - приходите. Я работаю для вас.

Ну а если ваша ситуация не похожа на те, что описаны выше - обращайтесь. Будем вместе искать решение вашей уникальной задачи!

Ваш психолог-профконсультант Елена Гудкова.